Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью
с экс-председателем Народного Совета ДНР, одним из основателей движения
«Донецкая Республика», руководителем общественной инициативы «Юг
России» Андреем Евгеньевичем Пургиным.
1 сентября было ровно полгода с момента введения в Республике
внешнего управления на предприятиях. Что за это время удалось сделать?
Можно ли вести речь о каких-либо результатах?
- На самом деле, сама идея введения внешнего государственного управления
довольно здравая и имеет международную практику. Другое дело, что, на
сегодняшний день, не очень понятны результаты. Ошибки заключаются в том,
что к внешнему управлению не привлечены коллективы. Ситуация с внешним
управлением, как была, так и остается в закрытом доступе. А это очень
большая проблема, потому что именно при введении внешнего управления
государством или каким-либо другим оператором не выводится прибыль. И
максимальную легальность и легитимность этому придает именно участие
коллектива и аккредитованных международных аудиторских контор в
процессе. Можно было, скажем, привлечь какие-нибудь ростовские конторы,
имеющие международную сертификацию, которые могли бы подтверждать
информацию о невыводе прибыли и прочее. Этому необходимо было обеспечить
максимальную открытость.
Я думаю, что до Нового года станет понятно, получилось ли что-то с этим
или нет. На сегодняшний день, с моей точки зрения, пока ещё не
получилось. Ставить крест на этом не нужно, но, в месте с тем, мы должны
констатировать, что первый блин вышел комом. Были большие планы, было
большое желание очень быстро всё запустить и сделать. Но на сегодняшний
день эта ситуация пробуксовывает. С другой стороны, и сама задача очень
масштабная, многоуровневая и тяжелая во всех её проявлениях.
Понятно, что каких-либо идеальных и эталонных норм введения внешнего
управления не существует. Но есть некое понимание, как оно работает в
мире, с чем надо считаться, чтобы это не выглядело рейдерскими
захватами. Потому что изначально заявление о внешнем государственном
управлении подразумевает, что саму собственность не трогают. То есть,
вопрос о собственности откладывается в долгий ящик. И именно эта схема
внешнего государственного управления предусматривает решение очень
мощных, больших и сложных вопросов без немедленного рассмотрения вопроса
о собственности.
- А можно ли говорить о том, что крупным промышленным предприятиям
и шахтам удалось или, наоборот, не удалось решить одну из ключевых
проблем, заключающуюся в реализации своей продукции?
- Судя по той информации, которой я обладаю, по тем объемам, которые на
сегодняшний день находятся в движении, рано говорить о том, что ничего
не получилось и всё умерло. Это с одной стороны.
С другой стороны, говорить о том, что всё запущено в достаточных
объемах, также не приходится. По крупным предприятиям, металлургическим
холдингам и шахтным объединениям, нужно подводить итоги не по прошествии
квартала, а по прошествии пары лет. Но мы, в принципе, сможем подвести
какие-то промежуточные итоги по окончании этого года. Раньше это делать
не имеет смысла.
Тот, кто имеет хоть некоторое отношение к крупным предприятиям, знает,
что иногда остановки крупного предприятия генеральный директор и
менеджмент ждут как манны небесной. Потому что именно во время остановки
можно провести реконструкцию, которая невозможна при непрерывном цикле.
И если предприятие забуксовало, затормозило, всегда есть возможность
включить тех же рабочих в некие реконструкционные, переделочные вопросы.
Это на самом деле не означает, что завод стоит. Да, он продукцию не
выпускает, но он в это время готовится работать и жить лучше: понизить
себестоимость продукции в будущем, улучшить логистику внутри предприятия
и так далее. Поэтому, я говорю, что на сегодняшний день, судя по тем
грузам, которые перемещаются, пациент скорее жив, чем мертв. Но,
разумеется, говорить о тех объемах, которые были раньше, пока не
приходится.
- Если вести речь о материальном положении людей и о
социально-экономической ситуации в Республике в целом, можно ли говорить
о каких-либо положительных тенденциях?
- Социально-гуманитарная ситуация в Республике в целом находится на
грани гуманитарной катастрофы. Мы пока не переступили эту грань, но ещё
пара шагов, и катастрофы не избежать.
На сегодняшний день в Республике существует огромное количество проблем и
вызовов, на которые никто не отвечает, и все в основном пытаются
засунуть голову в песок. Это не говорит о том, что всё пропало, и вокзал
отходит. Но если мы будем замалчивать проблемы, то их будет озвучивать
враг, притом со значительным преувеличением, передергиванием и
манипуляциями. Это, соответственно, породит многочисленные вредные слухи
и настроения. Поэтому, нужно констатировать, что сложившаяся на
сегодняшний день ситуация категорически тяжелая. Заявив о проблемах, мы
сможем начать разговор о том, как их исправить. Но если мы будем
продолжать устраивать фестивали и флешмобы, проводить по полторы тысячи
подобных мероприятий в год и пытаться поместить народонаселение в некую
наружную миграцию, то ничего хорошего из этого не выйдет. Лечение
начинается тогда, когда поставлен диагноз. Но на сегодняшний день
отказываются ставить диагноз, делая вид, что болезни нет.
- Предпринимаются ли хотя бы какие-то, пусть даже неуклюжие попытки
сверстать какую-либо идеологию? Вот, например, дискуссия о Малороссии.
Можно ли её расценивать как некий толчок в идеологическом направлении?
- Если вы почитаете документ, который презентован вместе с Малороссией,
этот так называемый конституционный акт, то он, мягко говоря, даже не
пророссийский. Это акт классического олигархического компромисса,
который был достигнут в конце 1990-х годов, когда создавалась «Партия
регионов». Тогда строились планы о том, что Украина должна быть мостом
между Западом и Востоком, за счет России идти в Европу, иметь
внеблоковый статус и неделимую унитарную структуру с экономическим
федерализмом. В презентованном конституционном акте о создании
Малороссии содержатся некоторые хорошие пункты, которые, в принципе, в
отрыве от этого документа обсуждать можно, но вместе с ним не имеет
смысла, потому, что политически документ никчемный. Он фактически
повторяет программу «Партии регионов», которая в некоторых моментах даже
была более пророссийской, чем конституционный акт. Внеблоковый статус,
обычное сотрудничество с Россией, снова заявление о неких Востоке и
Западе, унизительная просьба к Европе оставить безвизовый режим,
подтверждение готовности отдавать все долги Украины до 1 января 2014
года. А это 22 миллиарда долларов, которые Киев будет обязан выплатить
уже в 2019 году. То есть, этот документ весьма сомнительного качества и
свойства.
Тем не менее, сама его подача выставлялась, как презентация системного
решения глобального конфликта. Имела место манипулятивная и
безответственная технология, последствия которой мы долго будем
расхлёбывать. Это даже не морковка, а попытка продать запах морковки,
заявить уставшим от войны и сложившейся ситуации людям, что есть некие
волшебные действия, которые могут очень быстро разрешить происходящий
конфликт. То есть, это спекуляция на ожиданиях людей, которые склонны
верить в то, что произойдет чудо, и всё разрешится к всеобщему благу. Но
так не бывает.
- Как Вы считаете, озвучивание таких инициатив с их последующим
дезавуированием как-то влияет на ситуацию в Республике и отношение людей
к действующей власти?,
- Безусловно, влияет. Это ещё больше убеждает людей в том, что у
действующей власти отсутствует понимание будущего. Самая большая
проблема Республики заключается даже не в социально-гуманитарной
ситуации, а именно в том, что люди не видят будущего, не понимают, что
их ждёт, и в каком направлении мы движемся. Мы имеем отрицательную или
оборонительную повестку. Мы воюем против Украины, и все это понимают. Но
мы не имеем положительной повестки. Ради чего война, что мы хотим
изменить и построить. Никаких планов и прожектов более чем на три месяца
нет. Нет понимания того, где мы будем завтра, послезавтра. Это очень
сильно давит на психику. И это то, чем пользуется враг, чем он пытается
манипулировать, раскачивая ситуацию, в том числе и через социальные
сети.
Конечно, это не повод зарывать голову в песок. Наоборот, открытость,
понятность и хотя бы декларативность движения приведет к тому, что все
вражеские усилия будут бесполезны. Усиление местного самоуправления,
вовлечение людей в прямую деятельность и непосредственное управление. На
сегодняшний день, у нас в этом отношении ситуация катастрофическая. То
есть, власть оторвана от народа и не понимает, что происходит внизу, чем
живут люди, и что они хотят видеть. Фактически одна-единственная
вертикаль власти – это вертикаль власти главы государства. Получается,
выбора нет, а местное самоуправление весьма временное. То есть, это
местное самоуправление, когда люди не понимают, узнают ли они завтра из
интернета, сняли их или нет. Поэтому их действия такие же временные,
хаотичные и абсолютно бессистемные. Никто не строит никаких систем. Люди
полностью выключены из процесса управления государством. Это очень
опасная ситуация, которой, опять же, пользуется враг. Подчёркиваю -
очень опасная ситуация.
- Если говорить в целом, какие интеграционные процессы сейчас происходят
в ДНР? Это пусть медленная, буксующая, но ползучая интеграция в состав
России? Это ситуация полностью подвисшая и законсервированная? Или,
наоборот, имеют место тенденции впихивания Республики обратно в Украину?
- Нет, всё-таки похоже на процесс некоего зависания. Имеют место громкие
заявления и мероприятия, которые проводятся в Донецке и в Крыму по
интеграции с Россией. Но пока это бумаги, которые на данный момент не
имеют под собой реальной основы, и вряд ли приведут к каким-то ближайшим
результатам. То есть, прорыва и окончательного вектора в сторону России
нет. Естественно, нет движения в сторону Украины. Как ни парадоксально,
но этому способствует сам Киев, который блокирует и изолирует
республики. Сложилась ситуация провисания, некой паузы, которая не может
и не должна длиться долго.
- Иначе пойдут деструктивные процессы?
- Безусловно, следствием этого станут эрозийные процессы. Там, где
государство самоустраняется, начинают появляться и работать какие-то
другие функционалы. То есть, это чревато повторением ситуации 90-х
годов, когда государство устранялось из целых секторов, которые были
заняты или бандитствующим, или коррупционным, или даже иностранным
элементом, который скупал государство, собственность и всё остальное.
Поэтому, эта пауза не может быть длительной.
- Мы видим все минусы, которые имеют место при сложившейся в ДНР
политической системе. Но вот за три с лишним года существования
Республики, что представляется наиболее главным и важным, чего удалось
добиться?
- Самое главное, с моей точки зрения, то, что изменился сам человек.
Изменились те люди, которые живут на Донбассе. Да, война – это страшная
трагедия, которую никому не пожелаешь пережить. Но люди, пережившие
войну, стали добрее. Да, они, возможно, очень сильно и яростно критикуют
власть, они ещё много чем недовольны, но в то же время эти люди
оглядываются друг на друга и всегда готовы прийти на помощь друг другу.
Человек совершил гражданский подвиг, придя на референдум 11 мая 2014
года. Это максимальный гражданский подвиг, который может совершить
обычный обыватель. Я всё время вспоминаю 2014 год и то общее состояние,
единение, которое тогда было. Когда в одном едином порыве действовали
все – от профессора университета до шахтера или разнорабочего. И именно
это ощущение незабываемо. И оно сродни езде на велосипеде: научившись
один раз, уже не разучитесь никогда. Это, с моей точки зрения, самый
главный положительный момент, который был извлечен из обрушившейся на
Донбасс ужасной трагедии войны. И именно это дает очень большую надежду
на то, что у нас есть будущее, что Донбасс выживет и станет процветающим
краем, а нам будет, что передать нашим детям и внукам.
- Если мы всё-таки вернемся к основной проблеме Донбасса, Донецкой Народной Республики – проблеме войны…
- …Я не считаю основной проблемой Республики проблему войны. У нас война
попала в некое неустойчивое равновесие. Да, она не дает нам построить
нормальную мирную жизнь, потому что невозможно строить мирную жизнь,
когда на тебя летят снаряды. В этой ситуации жить и привыкнуть к ней
невозможно.
Но, при всех существующих трудностях, наши вооруженные силы способны
защитить Республику и её народ и не допустить «хорватского сценария»,
который мечтает реализовать Украина. Мы можем успешно обороняться и при
возможности отвоевать ещё какой-то участок нашей территории, устроив
противнику очередной «котёл».
Основная наша проблема на сегодняшний день как раз не снаружи - она
внутри. Именно внутренние вызовы на сегодняшний день являются куда более
мощными и определяющими, чем обстановка на линии соприкосновения. Мы
даем врагам огромное количество поводов расшатывать ситуацию изнутри, а
деградация внутренних отношений, попытки уйти от решения серьезных
проблем фактически ведут к тому, что население здесь становится не
проукраинским, но уже и не пророссийским. То есть, не сломали, но
согнули.
- Может ли Российская Федерация каким-то образом способствовать изменению этой ситуации?
- Россия, естественно, представляет интересы Донбасса через реальную политику:
Сурков-
Волкер,
«нормандская четвёрка», Минск. Плюс та помощь, которую Россия оказывает
республикам, неоценима и закрывает критические направления. Но, в то же
время, всегда почему-то подразумевается, что Россия одним звонком может
немедленно изменить ситуацию на территории Республики. К большому
сожалению, это не так. Россия может повлиять на некий фон, на некий
флёр, который куда-то будет поворачивать этот флюгер. Но вот каких-либо
прямых действий, которые моментально приведут к позитивным изменениям,
быть не может. Более того, всё это выглядит манипулятивно. Такая
постановка вопроса совершенно неправильна, и заводит население в тупик.
Люди начинают думать, что какая-то из башен Кремля может легким
движением руки устроить здесь рай на земле, но она этого почему-то не
делает. Это приводит к инфантилизации населения и неким патерналистским
настроениям, тогда как обыватели должны понимать, что за место под
солнцем, за хорошую жизнь их детей и внуков нужно бороться. Поэтому я и
говорю, что люди, живущие в ДНР, не должны забывать, что именно они
являются краеугольным камнем нашей народной республики, и от них зависит
очень многое.
- По Вашему мнению, что ожидает Донбасс? Это будет приднестровский сценарий, абхазский, или нечто другое?
- Я думаю, что мир сейчас переживает грандиозное переформатирование, и ни одна
Ванга
не способна предсказать, что будет через два года в мире в целом, и в
Донбассе в частности. Единственное, что я могу сказать с полной
определенностью - Донбасс выбрал свой цивилизационный вектор. Мы - часть
русской цивилизационной матрицы, часть русской цивилизации. И при любом
переформатировании мира, наш цивилизационный выбор, который мы
отвоевали с оружием в руках, останется незыблемым.
Комментарии
Отправить комментарий