К основному контенту

Революция глазами очевидца. Неоднозначная выставка работ Ивана Владимирова

В Музее современной истории России проходит выставка «Революция. Первый Залп. Иван Владимиров - свидетель непростого времени». Работы живописца реалистической школы, автора цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов, - не просто иллюстрации исторических событий. Художник отваживался беспристрастно запечатлевать увиденное, порой - не без своеобразной иронии того же сорта, что и реплики персонажей романов Булгакова.

Иван Владимиров. «Арест царских генералов». 1926

Художник Иван Владимиров запоминается прямой и ничем не приукрашенной манерой передачи реальности, которая его окружала, при том - в ярких красках, что лишь добавляет выразительности сюжетам. Он родился 10 января 1870 года в городке Вильно, где начал свое художественное образование в Виленской рисовальной школе И.П. Трутнева. В 1891 году Владимиров поступил в Петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1893 г. по классу батальной живописи. За годы учебы он неоднократно получал малые и большие серебряные медали Академии за работы, связанные с военной тематикой. В этот период на полотнах и рисунках художника - кровавые драмы Кавказской войны. За картину "Перевязочный пункт во время Кавказской войны" Владимиров получил в 1893 году звание классного художника второй степени.
Иван Владимиров. «На улицах Петрограда». 1918. Собрание Владимира Руги

Продолжая образование, Иван Владимиров едет в Париж, где совершенствуется под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. Вернувшись на родину, он сотрудничает с популярными журналами того времени - "Нивой" и "Огоньком". И вновь, как художник-баталист, он рисует события, происходящие на фронтах войн, которые читатели видят его глазами: русско-японскую, потом болгаро-турецкую, и затем - Первую мировую. В 1906 году Владимиров был арестован за картины „Арест студента" и „Бой на Пресне" и с тех пор был под надзором полиции.
Иван Владимиров. "Февраль 1917 года". 1917

После Октябрьской революции 1917 года Иван Владимиров остался на родине. Он становится членом Ассоциации художников революционной России. Его работы - очень разные, и очень реалистичные: здесь есть и героические темы, и лики революционных вождей, и неприкрытая правда событий послереволюционного времени. На картинах и в зарисовках Владимирова - очереди за хлебом и взятие Зимнего дворца, погромы в усадьбах помещиков и раскулачивание крестьян, новые хозяева страны Советов в царской ложе и Ленин на митинге.
Иван Владимиров «Разгром помещичьей усадьбы» 1926
Иван Владимиров. «На посту». 1918. Собрание Владимира Руги

Иногда кажется, что правдивость работ Ивана Владимирова - что называется, на грани фола. Возможно, то, что в его творчестве всегда присутствовали "программные" работы (а он принимал участие во всех основных выставках АХР), отвлекали внимание власть предержащих от других его произведений, повествующих об обратной стороне советской жизни.
Иван Владимиров. «В театре. Царская ложа». 1918. Собрание Владимира Руги.

"Настоящий художник должен быть правдив" - говорил Иван Владимиров. Благодаря его работам перед нами предстает истинная, без прикрас, история революционных событий.
Иван Владимиров. «Некому защитить». 1921

В самый разгар революции Владимиров работал в Петроградской милиции. Здесь он имел возможность делать зарисовки непосредственно с живой натуры, демонстрируя весьма неприглядные стороны жизни той эпохи.
Иван Владимиров. "За власть Советов!" 1917-18гг. Собрание Владимира Руги

На выставке представлено более 50 живописных и графических произведений Ивана Владимирова, созданных им в первой половине XX века, из собрания музея и частной коллекции Владимира Руги.

Иван Владимиров. «Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту!». 1930-е
Собрание Владимира Руги
Выставка «Революция. Первый Залп. Иван Владимиров - свидетель непростого времени», посвященная 100-летней годовщине исторического события, 
в Музее современной истории России работает до 12 марта 2017 года

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хватит врать про процветающий Донбасс!

Безбрежное синее небо. Налитые золотом колосья пшеницы. Скоро её будут экспортировать во все уголки земного шара - от России до Америки. Машиностроительный завод, выпускающий комбайны, бурящие тоннели под Ла-Маншем. Счастливые танцующие выпускники-отличники. Чистый, ухоженный Донецк. И стоящий на страже этого благолепия, слегка уставший, но очень мужественный, Захар Прилепин в каске и бронежилете на передовой. Такой духоподъемный сюжет вышел неделю назад в программе «Вести недели» на телеканале «Россия-1». Аккурат перед ним - сюжет из Украины. Плачущая старушка из Харьковской области сетует на то, что её заставляют ставить котел индивидуального отопления, поскольку от общей системы отопления её дом вскоре будет отключен. Пенсия старушки - 1500 гривен, стоимость котла - 50000 гривен. Мужичок лет 45, отец двоих детей, в нарочито рваных спортивных штанах, рассказывает о том, что эту зиму он топил печку мусором. Дрова и уголь ему недоступны. «Зачем мне этот безвиз, я чт

Крах технологий Джина Шарпа

Почему рецепты «цветных революций» перестают работать?       Имя Джина Шарпа известно довольно узкому кругу посвященных. А жаль – он заслуживает гораздо большего. Потому что его вклад в историю последних десятилетий мировой истории сложно переоценить. Его пособия «От диктатуры к демократии» и «198 методов ненасильственных действий» стали инструкцией по свержению власти в ряде стран и библией для современных революционеров. Революция в Бирме в начале 1990-х, распад СССР, акции протеста в Таиланде, Тибете, Сербии, на Ближнем Востоке, череда «цветных революций» на постсоветском пространстве, – все они происходили с использованием технологий, разработанных Шарпом. Его метод, таким образом, оказался удивительно эффективным и стал весьма неприятным сюрпризом для властей многих стран, склонных к тоталитаризму. По его рецептам были свергнуты режимы, которые казались незыблемыми, поскольку обладали мощной полицией, органами госбезопасности, армией и почти безраздельно г

Донбасс признал себя русским

  Донбасс признал себя русским В Донецке обнародовали Доктрину «Русский Донбасс». Что будут делать с этим документом непризнанные республики, можно только догадываться. Вслух об этом пока не говорят. Этот донецкий день ничем не отличался от раннего утра – влажный сумрак в котором плавали фигуры вооруженных людей. Центр славянской культуры был оцеплен чуть ли ни тремя кордонами охраны. Ждали терактов или провокаций. Момент удобный, можно сказать, уникальный – в одном зале, на сцене, чуть ли не впервые оказались рядом руководители ЛНР и ДНР, Леонид Пасечник и Денис Пушилин. И этот факт говорил о том, что брошюра на 50 страниц, нечто большее, чем полугодовой труд группы российских и донецких историков и интеллектуалов. Да и само мероприятие называлось раздражающе – «интеграционный форум Русский Донбасс». Что такое Доктрина «Русский Донбасс»? Цель Доктрины: способствовать восстановлению исторической справедливости – укреплению государственности Донецкой и Луганской народных республик, как