Мужчины - украинцы. Они убили мальчика лишь за то, что он - поляк.
Примерно так выглядит один из кульминационных моментов фильма "Волынь", который в эту пятницу вышел на экраны польских кинотеатров, и который местные критики называют одной из лучших исторических картин в истории польского кино.
Уже сейчас понятно, что таких же положительных рецензий с украинской стороны фильм не дождется. А заявления наблюдателей и самого режиссера "Волыни" о том, что эта премьера может открыть дорогу для настоящего украинско-польского объединения, кажутся как минимум преждевременными.
"Геноцид" О "Волыни" - фильме об этнических чистках времен Второй мировой, в результате которых погибли десятки тысяч людей, - начали говорить задолго до премьеры. Историки из двух стран до сих пор не могут прийти к общему знаменателю в описании Волынских событий 1943 года, а в этом году им "на помощь" пришли политики.
В июле польский Сейм своим постановлением признал события на Волыни "геноцидом, совершенным украинскими националистами". Все это происходило на фоне роста антиукраинских настроений в Польше - частично вызванных "героизацией Бандеры", которого здесь считают прямо ответственным за массовое уничтожение поляков, частично из-за общего "смещения вправо" польского общества после недавней смены власти в стране.
Поэтому вряд ли стоит удивляться, что ряд как польских, так и украинских экспертов перед премьерой опасались, что этот фильм способен ухудшить стратегические отношения между двумя странами. Пикантности ситуации добавляло и то, что режиссером ленты стал Войцех Смажовский - один из самых заметных режиссеров современного польского кинематографа. Здешние кинокритики называют его стиль по меньшей мере оригинальным.
София Андрухович в колонке для издания "Збруч" выражается более откровенно: "Смажовский - режиссер, известный своим умением отображать темное дно человеческой души, понурость, безнадежность, ненависть и подлость".
Соответственно, фильм получился нелегким с визуальной точки зрения. На сентябрьском Гдынском кинофестивале, где лента демонстрировалась впервые, некоторые зрители в определенные моменты выбегали из зала, чтобы вернуться только тогда, когда самые натуралистичные сцены убийств и пыток закончатся.
Комментарии
Отправить комментарий