К основному контенту

"Волынь" - польский фильм о "геноциде"


Мальчика лет десяти поднимают среди ночи взрослые и, судя по всему, пьяные мужики, которые пришли, чтобы сжечь его дом. Сонного и напуганного ребенка крепко обвязывают снопами пшеницы, а потом эти снопы поджигают. Мальчик кричит от боли, а мужчины, став в круг, пинают ногами этот живой факел друг другу, пока ребенок внутри него не упадет, умерев в страшных муках.

Мужчины - украинцы. Они убили мальчика лишь за то, что он - поляк.

 Примерно так выглядит один из кульминационных моментов фильма "Волынь", который в эту пятницу вышел на экраны польских кинотеатров, и который местные критики называют одной из лучших исторических картин в истории польского кино.

 Уже сейчас понятно, что таких же положительных рецензий с украинской стороны фильм не дождется. А заявления наблюдателей и самого режиссера "Волыни" о том, что эта премьера может открыть дорогу для настоящего украинско-польского объединения, кажутся как минимум преждевременными.

 "Геноцид" О "Волыни" - фильме об этнических чистках времен Второй мировой, в результате которых погибли десятки тысяч людей, - начали говорить задолго до премьеры. Историки из двух стран до сих пор не могут прийти к общему знаменателю в описании Волынских событий 1943 года, а в этом году им "на помощь" пришли политики.

 В июле польский Сейм своим постановлением признал события на Волыни "геноцидом, совершенным украинскими националистами". Все это происходило на фоне роста антиукраинских настроений в Польше - частично вызванных "героизацией Бандеры", которого здесь считают прямо ответственным за массовое уничтожение поляков, частично из-за общего "смещения вправо" польского общества после недавней смены власти в стране.
 Поэтому вряд ли стоит удивляться, что ряд как польских, так и украинских экспертов перед премьерой опасались, что этот фильм способен ухудшить стратегические отношения между двумя странами. Пикантности ситуации добавляло и то, что режиссером ленты стал Войцех Смажовский - один из самых заметных режиссеров современного польского кинематографа. Здешние кинокритики называют его стиль по меньшей мере оригинальным.

 София Андрухович в колонке для издания "Збруч" выражается более откровенно: "Смажовский - режиссер, известный своим умением отображать темное дно человеческой души, понурость, безнадежность, ненависть и подлость".
 Соответственно, фильм получился нелегким с визуальной точки зрения. На сентябрьском Гдынском кинофестивале, где лента демонстрировалась впервые, некоторые зрители в определенные моменты выбегали из зала, чтобы вернуться только тогда, когда самые натуралистичные сцены убийств и пыток закончатся.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хватит врать про процветающий Донбасс!

Безбрежное синее небо. Налитые золотом колосья пшеницы. Скоро её будут экспортировать во все уголки земного шара - от России до Америки. Машиностроительный завод, выпускающий комбайны, бурящие тоннели под Ла-Маншем. Счастливые танцующие выпускники-отличники. Чистый, ухоженный Донецк. И стоящий на страже этого благолепия, слегка уставший, но очень мужественный, Захар Прилепин в каске и бронежилете на передовой. Такой духоподъемный сюжет вышел неделю назад в программе «Вести недели» на телеканале «Россия-1». Аккурат перед ним - сюжет из Украины. Плачущая старушка из Харьковской области сетует на то, что её заставляют ставить котел индивидуального отопления, поскольку от общей системы отопления её дом вскоре будет отключен. Пенсия старушки - 1500 гривен, стоимость котла - 50000 гривен. Мужичок лет 45, отец двоих детей, в нарочито рваных спортивных штанах, рассказывает о том, что эту зиму он топил печку мусором. Дрова и уголь ему недоступны. «Зачем мне этот безвиз, я чт

Крах технологий Джина Шарпа

Почему рецепты «цветных революций» перестают работать?       Имя Джина Шарпа известно довольно узкому кругу посвященных. А жаль – он заслуживает гораздо большего. Потому что его вклад в историю последних десятилетий мировой истории сложно переоценить. Его пособия «От диктатуры к демократии» и «198 методов ненасильственных действий» стали инструкцией по свержению власти в ряде стран и библией для современных революционеров. Революция в Бирме в начале 1990-х, распад СССР, акции протеста в Таиланде, Тибете, Сербии, на Ближнем Востоке, череда «цветных революций» на постсоветском пространстве, – все они происходили с использованием технологий, разработанных Шарпом. Его метод, таким образом, оказался удивительно эффективным и стал весьма неприятным сюрпризом для властей многих стран, склонных к тоталитаризму. По его рецептам были свергнуты режимы, которые казались незыблемыми, поскольку обладали мощной полицией, органами госбезопасности, армией и почти безраздельно г

Донбасс признал себя русским

  Донбасс признал себя русским В Донецке обнародовали Доктрину «Русский Донбасс». Что будут делать с этим документом непризнанные республики, можно только догадываться. Вслух об этом пока не говорят. Этот донецкий день ничем не отличался от раннего утра – влажный сумрак в котором плавали фигуры вооруженных людей. Центр славянской культуры был оцеплен чуть ли ни тремя кордонами охраны. Ждали терактов или провокаций. Момент удобный, можно сказать, уникальный – в одном зале, на сцене, чуть ли не впервые оказались рядом руководители ЛНР и ДНР, Леонид Пасечник и Денис Пушилин. И этот факт говорил о том, что брошюра на 50 страниц, нечто большее, чем полугодовой труд группы российских и донецких историков и интеллектуалов. Да и само мероприятие называлось раздражающе – «интеграционный форум Русский Донбасс». Что такое Доктрина «Русский Донбасс»? Цель Доктрины: способствовать восстановлению исторической справедливости – укреплению государственности Донецкой и Луганской народных республик, как