О противостоянии российских и британских спецслужб в Донбассе,
развернувшемся в начале 1870-х годов в рамках «Большой игры» —
глобального соперничества двух сверхдержав XIX века расскажет нашим
читателям петербургский кинорежиссёр Александр Сирый:
— Работая
над фильмом о Донбассе, неожиданно для себя нашёл ряд документов,
которые говорят о другом Джоне Юзе: сам город, отцом-основателем
которого он стал, его слегка возвышает, создаёт некую ауру,
идеализирует.
На самом деле Юз — акула империализма со всеми вытекающими последствиями: давал взятки, обманывал и подставлял даже своих, но в той среде это являлось нормой.
На самом деле Юз — акула империализма со всеми вытекающими последствиями: давал взятки, обманывал и подставлял даже своих, но в той среде это являлось нормой.
Сейчас у
меня появляются источники (есть основание сказать), свидетельствующие,
что освоение Донбасса стало большим инвестиционным проектом, ради
которого в 1867 году продали Аляску, а шестью годами раньше решили
социальную задачу связанную с освобождением крестьян, создав в стране
рынок труда. Руководство страны геополитически рассматривало Донбасс: не
надо забывать, что прошло каких-нибудь полтора десятилетия со дня
окончания неудачной для России Крымской войны, сопровождавшейся потерей
затопленного в Севастополе Черноморского флота. Россия готовила
модернизацию ВМС, и ей нужна была металлургия: тем более, что в 1871
году с Чёрного моря сняли статус демилитаризованной зоны.
Поэтому
дальнейшие поиски привели меня в Военно-морской архив, расположенный в
Санкт-Петербурге на Серебристом бульваре: очень большую роль в основании
нынешнего Донецка сыграло российское Адмиралтейство. И, в частности,
считаю, что на самом деле отцом-основателем Донецка должен считаться
адмирал флота Великий Князь Константин Николаевич, а самого Джона Юза
нужно рассматривать как первого городского голову: его, как инвестора,
направили в Донбасс, сказали где строить, и он построил завод, который
оброс всем остальным. По ряду документов прихожу к выводу, что в
экономическом смысле Юзу всё диктовало правление из Лондона, а в
стратегическом плане Санкт-Петербург самоуправства ему не позволял.
Есть такая
знаковая личность и для Донецка, и для Донбасса, и для России, которая
незаслуженно находится в тени — это капитан первого ранга Леонид
Семечкин, один из лучших контрразведчиков ( военных агентов) своего
времени. Он в 1871 году, ещё будучи в чине капитан-лейтенанта, по
заданию Адмиралтейства и Русского Технического Общества совершил
инспекционную поездку в Донбасс, о чём сохранился интересный отчёт —
масштабный документ с подробным описанием того, что делали англичане.
—
Неужели в России того времени не было профильных специалистов в области
металлургии и горного дела, которых можно было бы использовать для
инспекции?
Промышленное
освоение Донбасса с первых дней оказалось в поле зрения, как
английских, так и русских спецслужб. В числе британских акционеров
Новороссийского общества находились представители как
военно-промышленного комплекса, так и разведывательных структур морского
ведомства. Со стороны России исследованиями Донецкого кряжа занимались
подконтрольные Адмиралтейству Императорское географическое и Русское
Техническое общества, значительную часть членов которых составляли
военные моряки. Пусть современного читателя не смущает такая расстановка
сил: главным приоритетом географической науки во всём мире в те годы
являлись оборонные программы. Достаточно вспомнить известного
исследователя Азии Николая Пржевальского — офицера Генерального штаба,
чьи научные труды, принесшие ему мировое признание, являлись не более
чем попутными результатами его разведывательной деятельности. Что
касается роли морских офицеров в техническом развитии страны, то здесь
объяснение простое: из всех родов вооружённых сил флот не только
наиболее восприимчив к новым технологиям, но и сильнее остальных зависит
от них.
Поэтому в
1871 году председатель Государственного совета Великий князь Константин
Николаевич лично командирует в Донбасс своего адъютанта Леонида
Семечкина, имевшего за плечами большой опыт секретных операций, с целью
детального выяснения состояния дел в угольной и металлургической
отраслях, а также в строительстве железных дорог и прочей
инфраструктуры, работавших на грандиозный план быстрого развёртывания
тыла Черноморского флота. Почти год продолжалась кропотливая работа, её
итогом стал объёмный доклад, рукописный текст которого насчитывал более
двухсот страниц: фактически это была первая монография, посвящённая
проблемам экономики нашего региона. Потребовалось несколько заседаний
РТО, чтобы выслушать его полностью, изучить огромный пакет документов,
записок, смет, справок, планов и образцов, провести необходимые
консультации с ведущими отечественными учёными, инженерами, военными и
предпринимателями.
Сущность
миссии Семечкина раскрывает его письмо известному железнодорожному
инженеру барону Карлу Унгерн-Штернбергу. Вот его фрагмент:
«Получил
Вашу записку о целесообразности соединения всех металлургических и
мануфактурных заводов Херсонской, Таврической, Екатеринославской,
Харьковской и Воронежской губерний, а также некоторых объектов,
проходящих по линии Морского ведомства единою железною дорогою с особыми
полномочиями. В приложенном Вами списке необходимо исключить английские
заводы Новороссийского общества в силу их особой значимости для
развития южной железоделательной промышленности и из соображений
сохранности государственной тайны. Во время последней поездки я получил
прошение от заводского управления в ходатайстве организации собственного
картографического отдела для нужд завода, в чём выразил своё
убедительное сомнение. В силу законного положения правления обществом на
территории Британской короны всё делопроизводство ведётся на английском
языке, что доставляет крайнее неудобство для нашей инспекции и требует
моего личного участия. Также, прошу исключить, вплоть до особого
распоряжения, казённые склады Морского ведомства в Таганроге и
Бердянске. Сам проект Ваш имеет огромную государственную значимость и
потребует немалых средств, а также создания особого концессуального
положения, о чём я непременно поставлю в известность Его императорское
Высочество перед ближайшим заседанием Государственного совета. Это будет
означено некоторыми трудностями, в связи с серьёзным положением наших
дел в Туркестане, первостепеннейший вопрос по которому будет подниматься
на совете. В случае заинтересованного ответа, сообщу кратко о Вашем
предложении в докладе Русскому Техническому Обществу, который хочу
представить на весенних слушаниях…»
Остановимся
на нескольких важных моментах. Первый из них — прошение Юзовского
заводоуправления о разрешении организовать собственный картографический
отдел, в связи с чем Семечкин высказал глубочайшее сомнение. Будучи
военным, он прекрасно знал, кто на самом деле работает в этой отрасли, и
небезосновательно предполагал возможность создания благовидного
прикрытия для разведывательной резидентуры в случае реализации замыслов
англичан.
Тем более,
что сам Юз в Донбассе реализовывал мирными методами типичную британскую
колонизационную схему, занимаясь расширением земельных владений
Новороссийского общества. Семечкин пишет в своём отчёте для РТО: «Юз
создаёт только одну лишь видимость работы, приказавши держать домну до
полного исправления на холостом ходу. Доменная печь шла четыре месяца,
работая единственно для каких-то высших видов предпринимателя».
Этими
самыми «высшими видами» для валлийского бизнесмена в то время и являлась
скупка у помещиков земель, на которых были обнаружены богатые
месторождения полезных ископаемых, а совсем не стремление дать
качественную продукцию в руки потенциального противника его страны.
Слова о
делопроизводстве Новороссийского общества являются одним из объяснений
того, почему секретную миссию поручили именно морскому офицеру: в России
ещё каких-нибудь сто лет назад люди, владеющие английским языком, были
очень большой редкостью, а среди представителей сухопутных профессий
таковые практически отсутствовали. А язык, непонятный основной массе
окружающих, с успехом может использоваться в качестве простейшего и,
вместе с тем, достаточно надёжного средства криптографии.
И,
наконец, Семечкин упоминает о серьёзном положении дел в Туркестане, где
столкнулись русские и британские интересы: этот регион планеты в то
время был основным театром «Большой игры».
—
Вы упомянули о том, что в числе акционеров Новороссийского общества
имелись представители спецслужб и военно-промышленного комплекса…
— Анализ
списка четырнадцати изначальных акционеров завода показывает, что его
участников можно разделить на четыре группы. Первая — «чистые»
коммерсанты, как Джон Юз. Вторая — русские придворные: личные связи в
наших реалиях всегда высоко ценились. К третьей относились те, чей
бизнес сросся с британской политикой. Четвёртую составляли военные.
Остановимся
на последних двух. К английским предпринимателям, имевшим политические
интересы, относились семейства Гуч, Брасси и Огилви, являвшиеся
держателями крупных пакетов юзовских акций, а также акционер-миноритарий
Роберт Пил, приходившийся двоюродным братом своему полному тёзке,
бывшему премьер-министру Великобритании.
Джон Вирет
Гуч имел на руках 500 простых акций Новороссийского общества: столько
же было у Юза, все остальные получили привилегированные акции. Кроме
него акционерами стали его брат Дэниэл и племянник Чарльз, каждый из
которых держал по 100 акций. Оба брата руководили строительством и
эксплуатацией целого ряда железных дорог в Великобритании, а младший —
Дэниэл ещё сыграл важную роль в прокладке первой трансатлантической
телеграфной линии и зарекомендовал себя как изобретатель одного из
лучших паровозов того времени. С 1865 года на протяжении двадцати лет
Дэниэл Гуч избирался депутатом британского парламента от Консервативной
партии. Выступать с трибуны он не любил, и ни разу не воспользовался
этим правом, зато считался мастером работы в округах, комитетах и
кулуарах. В знак признания заслуг сэр Дэниэл был возведён во дворянство,
а в последние дни жизни бюллетени о состоянии его здоровья печатали
самые влиятельные британские газеты: этого удостаивались очень немногие.
250 акций
приобрели отец и сын Брасси. Обоих звали Томасами, но их таланты
реализовались по разному: отец проявил себя как могущественный
бизнесмен, сын стал не менее влиятельным политиком. Таких, как
Томас-старший, в англоязычных странах называют self-made man — человек,
создавший себя: коммерческая жилка у него проявилась сразу же по
окончании школы, когда он стал учеником землемера. Тогда в Англии был
строительный бум, в связи с чем землеустройство оказалось выгодным делом
но, Брасси умел смотреть глубже: он обзавёлся собственным производством
стройматериалов. Дальше произошло то, что в экономической науке
называется слиянием капиталов: Томас удачно женился, его спутница жизни
оказалась не только богатой, но и умной. Именно супруга посоветовала ему
принять участие в тендерах на возведение железнодорожной
инфраструктуры: сооружение одного сложного участка на линии Бирмингем —
Манчестер подняло деловую репутацию Брасси на высочайший уровень. Заказы
посыпались как из рога изобилия: его фирма построила одну треть всей
протяжённости железных дорог Великобритании и двадцатую часть стальных
магистралей в остальной части мира. Суммы контрактов измерялись
миллионами фунтов стерлингов викторианской эпохи, которые были в 325 раз
дороже современной британской валюты. По степени влияния на мир
Брасси-старшего даже сравнивали с самим Александром Македонским.
Его сын
избрал карьеру политика: долгое время был депутатом парламента от
Либеральной партии и его представителем в лондонском адмиралтействе,
секретарём морского ведомства, возглавлял Королевскую комиссию по
опиуму, получил кресло губернатора штата Виктория в Австралии, возведён в
звание пэра, и стал членом палаты лордов.
К
семейству Брасси был близок и другой обладатель 100 акций
Новороссийского общества — строительный магнат Александр Огилви, а один
из его сыновей впоследствии даже входил в правление завода.
Теперь
присмотримся к военным. По 100 акций получили британский оружейный
магнат сэр Джозеф Уитворт, разбогатевший на поставках винтовок
собственной системы южанам в годы Гражданской войны в США, и русский
генерал Оттомар Герн, создатель фортификационных сооружений,
диверсионных подводных лодок и торпед, которые тогда именовали
«самодвижущимися минами». Что касается Герна, то он в рядах акционеров
также был близок к придворной партии, и, по некоторым сведениям, мог
представлять интересы Великого князя Константина Николаевича.
Капитан
британского королевского флота Генри Александер обладал всего двумя
акциями, но его тестем был другой акционер, к которому стоит
присмотреться особо. Это контр-адмирал сэр Уильям Солстонстол Вайсмэн:
его, обладателя 40 акций, включили в число членов первого правления
Новороссийского общества. Почему вдруг бывалому «морскому волку»,
прославившемуся завоевательными операциями в Новой Зеландии, где
англичанам приходилось действовать не только силой оружия, но и
заниматься элементарной скупкой земель у маори, оказали столь высокую
честь, несмотря на то, что имелись акционеры с куда большим числом
голосов?
Ответ на
этот вопрос надо искать в том, что Уильям Вайсмэн в британском
Адмиралтействе пользовался репутацией непревзойдённого «рыцаря плаща и
кинжала», побывавшего с тайными миссиями во многих странах мира, в том
числе и в России. Обстоятельства смерти адмирала Вайсмэна тоже окружены
завесой тайны: летом 1874 года он ушёл из жизни при невыясненных
обстоятельствах, находясь в США по особому заданию британского
правительства. Чем он занимался тогда — доподлинно неизвестно, однако
спустя четыре года после его смерти Россия разместила на американских
верфях крупный заказ на постройку четырёх броненосцев. Этой операцией
руководил Леонид Семечкин.
Возвращаясь
к личности Вайсмэна, стоит отметить, что он оказался одним из семи
учредителей Новороссийского Общества: кроме него в их число вошли
Александр Огилви, братья Гуч, отец и сын Брасси, а также оружейник
Уитворт. Членами первого правления, избранными от обладателей
привилегированных акций, кроме самого адмирала, стали Томас
Брасси-младший и Оттомар Герн.
Вырисовывается
очень интересная картина: один из учредителей представляет интересы
британского военно-промышленного комплекса, за вторым стоит не просто
лондонское адмиралтейство, а его секретные службы, а в правлении
общества вместе с Вайсмэном заседает парламентарий, курирующий морское
ведомство. Поэтому вряд ли можно назвать случайным делегирование русской
стороной своих полномочий военному инженеру Герну.
И еще одна
деталь: в архиве сохранилась визитница капитана первого ранга
Семечкинав которой есть две интересные карточки. Одна на имя полковника
Николая Новицкого, военного агента в Лондоне в 1860-е годы и Charlotte
Joghy Weguelin – жены коммерсанта Арчибальда Бальфура, личности темной и
совершенно непонятной. В Донецке есть не безызвестный дом Бальфура и
что он здесь делал можно только догадываться. Эти две визитки ни о чем
не говорят, но на размышления наводят.
—
Занимались ли Уитворт, Вайсмэн и Брасси-младший в руководстве
Новороссийского Общества деятельностью, наносившей ущерб государственным
интересам России?
— Не
исключено. Известно, что на юзовском заводе долгое время не могли
выплавить качественный чугун, первые 10 лет сталь производилась
устаревшим методом пудлингования, в то время, как в Европе уже вовсю
использовались мартеновский и бессемеровский процессы. Кроме того,
Новороссийское общество поставляло русским железным дорогам
некондиционные рельсы в рамках заранее оплаченного правительством
госзаказа: словосочетание «юзовский рельс» у путейцев тех лет стало
синонимом заводского брака.
Не секрет и
то, что царское правительство изначально намеревалось разместить на
заводе Юза оборонные заказы по выпуску броневой стали для флота, но,
увидев реальное положение дел, отказалось от этого замысла. К 1910 году
Новороссийское общество постепенно отняли у англичан, заместив их
русскими специалистами: налицо классическая схема вытеснения.
Комментарии
Отправить комментарий